Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми
Оскар Уайльд
В солнечный субботний день 20 апреля в концертном зале ТОККиИ собралась очень разная публика: и маленькие дети с мамами и бабушками, и дети постарше с педагогами, и родители наших студентов. Шел благотворительный спектакль по пьесе У. Гибсона «Тряпичная кукла». На первом ряду в зале на коленях у мамы сидела Наташа Луговая, которой и была посвящена эта акция.
Студенты 3 курса специализации «Театральное творчество» и их руководитель Рогова Светлана Вячеславовна решили устроить праздник девочке, долгие годы страдающей от тяжелой болезни, пригласив ее на спектакль, и одновременно собрать средства на ее лечение. Для Наташи Луговой был показан спектакль о больной одинокой девочке, спектакль волшебный, со счастливым финалом.
Пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона «Тряпичная кукла» уже более полувека, но проблемы детского одиночества, в ней поставленные, за прошедшие годы не устарели, наоборот стали еще острее, актуальнее. Одинокие – значит, никому не нужные. Таких детей тысячи во всем мире. Брошенные или потерявшие родителей, или, еще хуже, живущие в нелюбящих их семьях. Беспризорники, бесцельно бродящие по улицам городов, или дети, обделенные вниманием вечно занятых родителей. Одинокое детство - трагическое, мучительное время. Не все выбираются из него благополучно.
Мы спросили режиссера Светлану Рогову - почему она обратилась к этой пьесе? Она ответила, что подспудно выбор был мотивирован какими-то глубоко личными чувствами и мыслями. Она сама - мама маленькой девочки- зачастую чувствует, что, наверное, недостаточно времени проводит с ребенком из-за хронической занятости. Ради многого мы отказываемся от главного. А главное - это наш ребенок… Мы сами опустошаем своего ребенка невниманием, делая его беззащитным перед злом. Пьеса напоминает о том, насколько важно, чтобы рядом всегда были родители и друзья, которые помогут излечиться от ощущения собственной ненужности.
История, поставленная режиссером Светланой Роговой и показанная студентами 3 курса специализации «Театральное творчество», происходит в двух мирах: реальном и мире волшебных детских снов. Зрители вместе с героями проживают одну ночь в доме девочки Марселлы и вместе с ее новыми друзьями: обитателями кукольного ящика, совершают долгое путешествие, насыщенное невероятными событиями.
Режиссеру Светлане Роговой удалось превратить сценарий, изначально довольно жесткий и крепко привязанный к американским реалиям, в трогательную историю об обычной девочке, которая появилась на свет для счастья и любви, как любая другая девочка, но столкнулась с жестокостью окружающего мира. Марселла словно пришла на сцену из нашей сегодняшней жизни: приговоренная некомпетентными врачами к близкой смерти, тяжело переживающая предательство матери, алкогольную зависимость отца, гибель своих единственных друзей: канарейки и собаки. Но наступает время сна, и на помощь Марселле приходят ожившие куклы во главе с Реггеди Энн. Они проводят Марселлу через испытания, помогают победить ее страхи в лице Генерала У со свитой и получить взамен разбитого сердца – новое, полное любви.
Спектакль имеет много смысловых пластов. Дети увидят в нём своё, взрослые — своё. Рефреном через весь спектакль звучит фраза «Я тебя люблю». Папа, отдавая Марселле куклу, прикрепил к ней сердце, на котором написано «Я тебя люблю». С этим любящим сердцем Реггеди Энн ведёт девочку к исцелению. Один только вид сердца со словами любви выводит из строя страшного Генерала.
Рецепт выздоровления оказывается очень прост – надо просто любить друг друга. Можно сказать – как это банально, какая затертая истина. Мы слышали это и не раз. Но почему-то история задевает, волнует. У спектакля есть душа, и зрители начинают верить в то, что видят.
Веришь грустной девочке Марселе (исп. Юлия Рогова), что приключение во сне пробудило ее к жизни, избавило от инфантильности и заставило повзрослеть, научило любить и прощать. Веришь Реггеди Энн (исп. Анастасия Пугачева), что можно пожертвовать собой ради того, кого любишь.
Реггеди Энн – это вообще отдельная история. По сюжету она несет особую смысловую нагрузку: заводила и защитница, подруга и маленькая мама. И режиссер разными способами фокусирует наше внимание на этом персонаже. Это и мизансцены, в которых Энн оказывается центром команды, которую она собрала и объединила для спасения Марселлы. Это и цветовые акценты. Образ построен на ярких мажорных тонах: рыжие волосы, румяные щеки, пестрая одежда. Жизнерадостная и неугомонная Энн в каждом выявляет особый талант: талант любви.
Но самый обаятельный кукольный персонаж – это, конечно, Энди. Потрясающе веселый, озорной мальчишка, заразительно звонко смеющийся и безудержно несущийся навстречу приключениям. Этот образ – бесспорная удача Кирилла Орлова.
Невероятно притягательны в спектакле образы злодеев. Генерал со своей камарильей воспринимаются не как реальные злодеи, а как воплощение детских страхов, таящихся в темном чулане… А потому, конечно, «ужасно» страшно, но именно как в сказке, когда ты уверен, что злодеи будут побеждены.
Генерал У (исп. Игорь Николаев) то ли в военном френче, то ли в модном длинном пальто - элегантен и коварен, полон таинственности и почти демонической силы. В общем, привлекателен и вездесущ, как и бывает привлекательным и вездесущим зло. Очень убедителен в роли клыкастого молодого волка Андрей Соловьев. Он сумел поймать ритм, найти пластический рисунок роли - и сыграл живой сгусток отрицательно заряженной энергии.
Наверное, юным актерам, самим недавно вышедшим из поры детства, гораздо легче было играть детей и волшебных персонажей. Сложнее было сыграть драму взрослых людей: папы и мамы Марселлы. Папа, в исполнении Григория Мосоянца,- добрый, но слабый, любящий, но не умеющий бороться за тех, кого любит. Марина Максимова в образе мамы уж очень хороша! Она играет не конкретную женщину, погнавшуюся за лучшей жизнью, а скорее мечту девочки о маме. И не хочется верить ни в в то, что она могла бросить свое дитя, и ни в то, что она любила только себя. И когда в снах девочки родители снова вместе и даже танцуют, хочется воскликнуть, ах как могло бы быть …! Но…
Работу каждого из юных актеров можно назвать состоявшейся. История, поставленная Светланой Роговой - это история на все времена. Подлинный катарсис, очищение, происходит у взрослого зрителя при просмотре этого спектакля в силу ясности и убедительности настоящих жизненных ценностей и оказавшейся такой простой истине. Хочу поблагодарить создателей за удачную постановку и пожелать, чтобы спектакль жил.
И еще, участие в благотворительном мероприятии – замечательная возможность окунуться в атмосферу праздника, подарить радость себе и ближнему своему. Желаю ребятам оставаться такими же чуткими и открытыми к сочувствованию, сопереживанию чужим судьбам, и тогда еще не однажды в их жизни случится исцеление любовью.