Это архивная копия сайта. Актуальная версия находится по аресу toccii.ru

Открыть меню
ТОККиИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский областной колледж культуры и искусства"

college

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
"Тульский областной колледж культуры и искусства"

ТОККиИ

Формирование профессионально подготовленного и творчески мыслящего художника невозможно без взаимодействия разнообразных форм обучения. Освоение студентами дисциплин художественного цикла представляет собой сложный комплекс, который включает как учебную работу в аудиторных условиях, так и самостоятельную творческую работу.

Между учебной и самостоятельной творческой работой существуют большие различия. В учебных заданиях происходит последовательное, системное овладение знаниями, практическими умениями и навыками, технологией и техникой работы над художественным произведением.

Самостоятельная творческая деятельность решает те же задачи, но на более высоком уровне. Здесь уже необходимо подчинение художественно-образного решения произведения техническим проблемам изображения, осуществление поиска средств выражения, наиболее точно соответствующих творческому замыслу.

Среди многообразных форм творческой работы следует выделить коллаж, так как данную технику можно использовать в качестве самостоятельной работы студентов практически по всем дисциплинам художественного цикла, таким как рисунок, живопись, проектирование, моделирование костюма, скульптура и т.д.

Коллаж – это и техника, и вид изобразительного искусства. Суть коллажа заключается в создании художественного произведения путем наклеивания на какую-либо основу материалов разного стиля, разных фактур, плотности и цвета. [1]

Материалом служат бумага, фотографии, газетные и журнальные фрагменты, открытки, марки, ткань, нитки, дерево, фольга, металл и многое другое. Кроме того, коллаж, в отличие от аппликации, допускает возможность использования объемных элементов, причем как целых объектов, так и их фрагментов: посуды, часов, монет, элементов одежды.

Коллажная техника строится на сочетании несовместимых, разнофактурных поверхностей по принципу случайного и свободного творчества. Свободная перекомпоновка, монтаж и сопоставление не только различных материалов, но и разнообразных художественных образов оказывают сильное эмоциональное воздействие. [2]

Существующие виды коллажного творчества позволяют создавать удивительный сказочно-мифологический и в то же время совершенно реальный мир без использования традиционных техник письма и графики, так или иначе сохраняющихся в изобразительном искусстве. [3]

Возможности применения коллажа как формы самостоятельной работы по дисциплинам художественного цикла разнообразны.

По рисунку целесообразнее всего использовать так называемый «репродукционный» коллаж. Его основу составляет изображение чужого произведения. Это могут быть репродукции картин, газеты, журналы, открытки, фотографии, географические карты и любая другая печатная продукция. Весь этот спектр материалов служит лишь источником информации и подталкивает художника на реализацию собственных, не менее интересных, идей.

 

С.Ф. Ямалиева. Черно-белое кино

М. Грязнова. Амазонтки, амазонтцы и амазонтики

М. Грязнова. На кончиках пальцев

Ощущение живописности художественного произведения помогают передать коллажи, собранные как из бумаги, например, коллаж из журнальных фрагментов, так и коллажи из ткани.

Коллажи из бумаги можно создавать и с помощью ножниц, и путем вырывания кусочков непосредственно руками из плоскости листа. Границы такой вырванной формы теряют жесткость очертаний и приобретают своеобразную живописную расплывчатость, что приносит в работу совершенно другую образность. Для достижения подобного эффекта возможно использование только бумаги, так как плотная разнофактурная бумага и различные картоны при срыве верхнего слоя позволяют добиться желаемого результата.

 

А. Дроздюк. Завтрак

С. Чеховская. Чашка кофе

А. Кочерова. Гортензии

Также живописности в работе можно достигнуть с помощью техники тряпичного коллажа и близкого к нему коллажа из ниток. Данные коллажи – это, своего рода, «тряпочные картины». В их создании используются с одной стороны рукодельные материалы (ткань, нитки), а с другой, самые неожиданные вещи (например, полиэтилен, металл).

Построение коллажного пространства «тряпочных картин» достигается за счет различных приемов: сочетания тканей с разной фактурой и богатой цветовой палитрой, контрастного отношения объемных форм к плоскостному изображению предметов, «вживления» различных инородных материалов – проволоки, камней, стекла, древесных стружек, листьев, коры деревьев и многого другого.

 

О. Улыбышева. Дары осени

Э. Осипян. Восточный натюрморт

 

Тряпичный коллаж с использованием прозрачных и плотных тканей путем их наложения и наслоения друг на друга позволяет передать эффект прозрачности и легкости, свойственный акварельной живописи, в частности приему лессировки.

Коллаж из ниток в какой-то мере напоминает живопись маслом, только красочными пастозными мазками служат разноцветные нитки разнообразные по качеству и толщине. Применение ниток в коллаже передает колористическое богатство произведения посредством нюансировки цвета, создает ощущение вибрации и пространственности.

А. Ковалевская. Натюрморт с луком и кукурузой

М. Бобохидзе. Оранжевое на синем

Творческие работы по рисунку и живописи, выполненные в коллажной технике, могут варьироваться от реалистических до абстрактных изображений.

Коллаж представляют собой идеальную технику для создания декоративной композиции. Фантастические композиционные решения подсказаны самими разнородными предметами и материалами и их различными техническими способами соединения. В работах по композиции возможно использование и «репродукционного» коллажа, и тряпичного, и коллажа из ниток.

В моделировании костюма коллажирование подходит при проектировании моделей одежды. Просто отрывая или вырезая кусочки бумаги (ткани) вольной формы и комбинируя их без предварительного рисунка, а лишь в соответствии с творческим замыслом, можно создать неповторимый художественный образ.

Достаточно распространенный вид коллажа – «поверхностный» коллаж – хорошо применять в скульптуре. Оклеивание поверхности объема различными печатными вырезками, кусочками цветной бумаги, цифрами заставляет студентов по-новому взглянуть на решение объемных форм.

Таким образом, коллаж, представляя образец свободного творческого мышления и высказывания, является прекрасной формой самостоятельной работы студентов, позволяющей из так называемого «мусора» создавать истинное искусство, отражающее все многообразие современной жизни.

 

Литература

 

  1. Претте, М.К. Творчество и выражение [Текст]: курс художественного воспитания / М.К. Претте, А. Капальдо; пер. с ит. А. Махова. – М.: Советский художник, 1981. – 113 с.: ил., цв. ил.
  2. Кудряшова, Т.В. Украшения для интерьера в технике «терра» [Текст] / Т.В. Кудряшова. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.: цв. ил.
  3. Государственный Русский музей представляет: коллаж в России. XX век [Текст]: альманах. – Вып. 126. – СПб.: Palace Editions, 2005. – 456 с.: ил., цв. ил.

Проект при поддержке компании RU-CENTER

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский областной колледж культуры и искусства".

300041 г.Тула, проспект Ленина, 36. Телефон/факс: +7 4872 362791. Телефоны: +7 4872 362792, +7 4872 362404, +7 4872 308842.

Email: gou.tokkii@tularegion.ru

Лицензия № 0133/02334 от 27.03.2015 г.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.