10 апреля в концертном зале ТОККиИ прошла лекция-концерт, посвященная 170-летию со дня рождения Эдварда Грига, норвежского композитора, пианиста, дирижера, музыкального деятеля, основоположника национальной классической музыки.
Лекции-концерты, приуроченные к наиболее значительным событиям мировой музыкальной культуры, проводятся в ТОККиИ систематически. Руководствуясь благородной целью сохранения классических музыкальных ценностей и традиций, преподаватели музыкально-теоретической ПЦК (председатель Коробова Светлана Брониславовна) организуют музыкальное воспитание и просвещение наших студентов. Форма музыкального лектория признана лучшей в музыкальном просветительстве. И наши преподаватели достойно ее используют и развивают. В живом общении, в форме увлекательной беседы они учат студентов понимать язык музыкального искусства, знакомят с его лучшими образцами. Высокая музыка расширяет горизонты внутреннего мира молодого человека, помогает ему найти что-то в тайниках собственного «Я», а потому крайне важна, особенно для тех, кто выбрал культуру как поприще будущей деятельности.
«Пусть сотни лет звучат мелодии, рожденные тобой!» – этими словами Г.Х. Андерсена - назвала программу, посвященную Эдварду Григу, руководитель этого проекта и автор оригинальных сценариев всех мероприятий лектория, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Куркина Елена Владимировна.
Ведущей программы выступила студентка специализации «Театральное творчество» очно-заочной формы обучения Бриедис Ольга. В увлекательной форме Ольга рассказала про удивительный мир творчества Эдварда Грига. Григ - это Норвегия в музыке, страна, ее природа, ее люди, их дела, обычаи, сказки. Для тысяч и миллионов слушателей, которые, так же как Григ, любят каждый свою родину, свой народ, так же грустят и радуются вместе с ним, творчество Грига стало дорогим и понятным.
На мероприятии была возможность услышать музыку Грига в исполнении преподавателей Лукаш Оксаны Александровны, Варшавской Анны Михайловны, Зыбиной Елены Гавриловны и студентки II курса специальности «Музыкальное искусство эстрады» Девичевой Ольги (класс преподавателя С.Б. Коробовой). Фортепианные иллюстрации – живое одухотворенное творчество исполнителей - естественно вплетались в эмоциональное слово ведущей о музыке Грига.
Бурные аплодисменты слушателей были реакцией на виртуозное владение инструментом и артистизм преподавателя Евгения Михайловича Абрамовских, исполнившего произведения Грига в переложении для баяна. Тепло был принят романс Грига в исполнении студентки II курса специализации «Театральное творчество» Маргариты Кусаиновой (класс преподавателя Е.В. Куликовой).
Лекция-концерт отличалась доступностью подачи материала, качеством музыкального оформления, профессионализмом, тщательностью подготовки исполнителей, культурной обстановкой, обусловленной атмосферой самого концертного зала.
Романтически взволнованная музыка Грига, то тревожно-порывистая, то лирически-светлая, затронула всех присутствующих на мероприятии. Тишина и внимание в зале царили необыкновенные. Студенты нашего колледжа показали, что они умеют быть внимательными слушателями и ценителями музыки.
Людям, которые тянутся к прекрасному и возвышенному, как выяснилось, глубокая, познавательная речь о музыке нужна. «Впечатление, полученное от мероприятия отличное. Атмосфера в зале, при большом количестве присутствовавших, была такова, словно собрались близкие, знакомые друг другу люди. Информация о норвежском композиторе была подготовлена всеобъемлюще. Это и интересный рассказ о жизни, и фотоматериал. А особенно мне было приятно "живое" исполнение произведений Э.Грига. Спасибо организаторам!» - поделилась с нами студентка III курса специальности «Библиотековедение» заочного отделения Плахова Юлия.
Музыка Грига выдержала испытание временем и до наших дней сохранила свежесть. Будь это незатейливая норвежская песенка, виртуозный Концерт для фортепиано с оркестром, шедевральная музыка к пьесе «Пер Гюнт» или щемящая до боли фортепьянная лирическая пьеса - это всегда правдиво и искренне. Простая и сложная, изысканная и бесхитростная – музыка Грига обращена к людям, независимо от их национальности и вероисповедания.
Мы попросили студентов III курса специализации «Театральное творчество» написать небольшое эссе на тему «Слушая Грига». Соловьев Андрей, Максимова Марина, Рогова Юлия, Григорий Мосоянц, Орлов Кирилл, не побоявшиеся попробовать выразить свои мысли о музыке Грига, талантливы и уникальны в своем деле – театральном творчестве. Но самое главное, что они не закрыты для классической музыки, для новых впечатлений и творческих опытов в других сферах.
Соловьев Андрей
Эдвард Григ был, на мой взгляд, выдающимся композитором. Его музыка вызывает у меня в голове различные образы, в зависимости от произведения. От живописных лесов, озер, морей, полей, водопадов Норвегии до мифических существ, таких как тролли. Его музыка - это что-то невероятное и прекрасное, она не может оставить никого из слушателей равнодушным.
В песнях Грига встаёт большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы присутствуют в огромном большинстве песен, чаще всего как фон лирического образа («В лесу», «Избушка», «Море в ярких лучах сияет»).
Моё любимое произведение у Грига – «В пещере горного короля». Оно идет по нарастающей и несёт огромное количество энергии и эмоций.
Творчество Грига привлекает глубокой человечностью, верой в добро и красоту, живой наблюдательностью за гармонией в природе. В общем, Григ был Великим композитором, и с этим нельзя спорить.
Рогова Юлия
Классный час 10 апреля 2013 года был посвящен композитору Эдварду Григу. Я не могу точно выразить свои впечатления от музыки Грига, так как я не очень люблю классическую музыку. Вся музыка, которую я слышала на мероприятии, была грустная, печальная, заунывная. Единственная композиция, которая мне понравилась, - это «Пещера горного короля». В ней была таинственность, игра, в ней я увидела сюжетную линию и историю, связанную с мистическими существами.
Я ничего против всего творчества Грига не имею. Это удивительно, что существовали и существуют гениальные люди, которые стараются для общества. Но, к сожалению, не все в нашем мире это ценят, и не все понимают их творчество. Да по сути это с любым видом творчества происходит.
В целом любая музыка любого композитора рождает в человеке какие-то эмоции и чувства. Послушав самостоятельно несколько других композиций Эдварда Грига, я поняла, что у него не только заунывные и печальные произведения, но есть и радостные, и романтичные, и веселые, и жутковатые.
Наверно существует два понятия: либо музыка нравится, либо она не нравится. После того, как я самостоятельно прослушала несколько композиций, могу сказать, что музыка Грига мне понравилась, и лично о нем я, возможно, поменяю свое мнение.
Орлов Кирилл
К сожалению, сегодня, в 21 веке, молодые люди практически не увлекаются классической музыкой и не знают имен великих композиторов, не знакомы с их творчеством.
Эдвард Григ - великий норвежский композитор, рукой которого было создано множество произведений, известных всему миру. Его творчество создавалось под воздействием норвежской народной культуры.
Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро».
Неповторимость, одухотворенность и энергетический поток исходят от каждой ноты его музыки. Любое произведение заставляет слушателя погрузиться в другой мир, мир фантазий, создающихся под воздействием эмоционального впечатления. Темпоритм, разнообразие музыкальных инструментов, интонации и музыкальные акценты создают внутри человека атмосферу спокойствия, удовлетворенности, иногда даже блаженства. Очень тонко, не меняя общего характера движения, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких к эмоциональным, исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность ритмики, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми.
Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо. Его произведения часто становятся украшением любого концерта, спектакля и других форм культурной деятельности.
Максимова Марина
Творчество Эдварда Грига обширно и многогранно! Он писал произведения различных жанров. Фортепианный концерт и Баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет, – все это написал Эдвард Григ.
Музыкальный язык Грига своеобразен. Я не могу сказать, что мне близко все его творчество. Я не имею права судить этого великого композитора, но многие его композиции казались мне очень грустными, немного однообразными.
Но, послушав произведения Грига, исполненные на классном часе, я открыла для себя новое. Оказалось, у него много лирической, красивой музыки, а не только тяжелой и грустной.
Музыка Грига очень проникновенна. Слушая некоторые его произведения, я приходила в восторг! Буквально мурашки вызвала у меня музыка «В пещере горного короля». Очень сильно спела романс «Благодарность» Кусаинова Маргарита, она прочувствовала то, что исполняла и заставила задуматься других.
Я считаю Эдварда Грига гениальным. Он сделал очень много для развития музыки в период романтизма, и его самые известные работы («Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро») знают и слушают многие!!!


